Владислав Успенский

Владислав Успенский

Рейтинг:
4.5
(4 голоса)12345


Полное имя: Владислав Александрович Успенский

Страна: СССР Россия

Дата рождения: 07 сентября 1937 года

Дата смерти: 04 июня 2004 года

Владислав Успенский

Владислав Александрович Успенский (7 сентября 1937, Омск — 4 июня 2004, Санкт-Петербург) — советский и российский композитор, профессор Санкт-Петербургской консерватории, автор мюзикла «Анна Каренина». Народный артист РСФСР (1988). Ученик Б.А. Арапова и Д.Д. Шостаковича.
В.А. Успенский автор опер «Война с саламандрами», «Интервенция», а также 8-ми балетов, кантат, свыше 100 песен, музыки к драматическим спектаклям и кинофильмам.

В.А. Успенский — Народный артист России (1988), Заслуженный деятель искусств России (1980), лауреат премии имени Д.Д. Шостаковича Союза композиторов России (1999), премии правительства Санкт-Петербурга (2001). За большой творческий вклад в дело развития музыкальной культуры он награжден орденами «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Родился 7 сентября 1937 года в Омске. Отец — Колодкин Александр Григорьевич (191 0-1947). Мать — Успенская Вера Павловна (1915-1979). Супруга — Тайманова Ирина Евгеньевна (1942 г. рожд.). Семья Успенских из поколения в поколение была связана с церковью, за свои убеждения в советское время подвергалась репрессиям. Ценности православной культуры, усвоенные с ранних лет и точно хранимые в семье, были той средой, которая формировала персона будущего композитора и по этот день питает его творчество. С детства Владислав Успенский напевал в церковном хоре, а первые уроки музыки получил у своей первой учительницы — мамы. Первые опыты композиции кроме того нашли поддержку в семье. Одаренного мальчика и его сочинения показали крупному композитору и музыкально-общественному деятелю Д.Б. Кабалевскому, тот, что стал его «крестным отцом» в музыке. По рекомендации Кабалевского Владислав поступил в музыкальное училище при Московской консерватории, которое окончил за два года (1955-57). Занятия в классе яркого, прогрессивного музыканта и педагога Г.С. Фрида существенно расширили его постижение музыки ХХ века. Окончание училища совпало с переездом семьи из Омск а в Ленинград. В 1957 году Владислав Успенский поступил в Ленинградскую консерваторию, в класс композиции профессора Б.А. Арапова. Годы студенчества счастливо совпали со временем интенсивных перемен в общественной и культурной жизни страны. На основу добротно усвоенных Успенским академических традиций одно за другим наслаивались увлечения миром разнообразных модернистских и авангардных течений. «Прелюдии для препарированного фортепиано» и другие музыкальные эксперименты этих лет помогли ему в дальнейшем сделаться мастером оркестровки, беспрепятственно и изысканно оперировать сочетаниями и контрастами тембров, обращаться с формой. В консерватории Успенский активно включился в общественную бытие. Вместе с Борисом Тищенко и Сергеем Сигитовым он создал межвузовский творческий клуб, ставший мес том встреч творческой молодежи. Среди участников клуба были не только музыканты, но и поэты, литераторы, художники — И. Бродский, М. Шемякин, Я. Гордин, А. Кушнер и другие. В эти же годы он знакомится со своей будущей супругой, сейчас известным режиссером, Заслуженным деятелем искусств, профессором консерватории, а тогда — студенткой-пианисткой Ириной Таймановой. Годы обучения в Ленинградской консерватории подарили В. Успенскому незаменимую для духовного и профессионального р оста вероятность общения с выдающимися музыкантами — П. Серебряковым, Б. Гутниковым, М. Вайманом, М. Ростроповичем. Особая образ в биографии Владислава Успенского принадлежит Д.Д. Шостаковичу. В архиве Ленинградской консерватории сохранилось сообщение Шостаковича ректору консерватории П.А. Серебрякову, в котором есть такие строки: «Мне кажется, что В. Успенский должен быть зачислен в композиторскую аспирантуру. Я рад был бы, если бы его зачислили в аспирантуру ко мне. Мне известно, что это соответствует и его желанию…» Так Успенский вошел в цифра учеников Д.Д. Шостаковича. Под влиянием его личности бесповоротно сформировался творческий вид молодого композитора. Годы, проведенные в классе Шостаковича (1963—196 5), положили начало их долголетнему профессиональному и человеческому общению, прервавшемуся только со смертью Дмитрия Дмитриевича. Среди произведений, написанных под непосредственным наблюдением Шостаковича, наиболее значительное — опера-памфлет «Война с саламандрами» (либретто И. Таймановой и В. Успенского, 1967) по одноименному роману К. Чапека. Влияние Д.Д. Шостаковича на бытие и творчество Успенского вышло вдалеке за рамки периода ученичества. В той или другой степени воспринятое и переосмысленное, оно сохраняет родное роль до настоящего времени. Владислав Успенский перенял у своего учите ля лучшие качества — не только как автор и педагог, но и как персона. Впечатления от общения с выдающимся композитором легли в основу книги В. Успенского «Шостакович в моей жизни» («Воспоминания об Учителе»). Художник поистине универсального дарования, Владислав Успенский владеет обширнейшей палитрой музыкальных жанров — от песни до оперы, от инструментально й миниатюры до масштабных симфонических полотен, от детских спектаклей, киномузыки — до Божественной литургии… Среди е го сочинений — три оперы, девять балетов. На проект В. Успенского накарябать оперу «Интервенция» (1970) Д.Д. Шостакович откликнулся такими словами: «Вашу думка намарать „Интервенцию“ по Славину горячо приветствую. Это весьма талантливая пьеса, и меня сильно радует, что Вы за нее беретесь. Я уверен, что у Вас это может удаться крайне ладно. … Работайте больше, сочиняйте больше. Это Ваше призвание, Ваш долг». Опера «Интервенция» и балет «Памяти героя» (1969) шли на сцене Кировского (теперь Мариинского) театра, бале т «Летят журавли» (1984) — в Малом театр е, балеты «Дорога в день» («Спасение», 1 974), «Добрый заяц и другие обитатели ле са» (1976), «Для тебя на море» (1978) и «Робот» (1982) были поставлены в Германи и. В творческом багаже композитора — нес четные симфонические, ораториальные и ка мерные произведения. Наиболее крупные из них: симфонии «Музыкальные настроения» (1973), «К свету» (1985), «Посвящение» (1988), поэмы для большого симфонического оркестра «Весна надежд» (1981) и «Посвящение мужеству» (1983), концерты для раз личных инструментов и симфонического оркестра, оратория на вирши К. Симонова «С тобой и без тебя» (1984), вокальные циклы «Монологи» (вирши Е. Евтушенко, 1978), «Разрыв» (вирши Б. Пастернака, 1986), « Монологи о любви» (вирши М. Цветаевой, 1 995), «Ностальгия» (вирши И. Бунина и А. Блока, 1996) и другие сочинения. Уже в зрелом возрасте Владислав Успенский подходит к осуществлению своего давнего желания: обратиться к созданию церковной православной музыки. Одно за другим появляются монументальные хоровые сочинения: «В сенощное бдение» (1990), «Божественная литургия» (1991), «На исход души» («Панихида», 1992), где канонические жанры православного типикона (ритуала) окрашены яр кой личностной интонацией автора. Мотивы, образы, а порой и тексты литургических песнопений и молитв проникают в последние годы и в его произведения других жанр ов, внося в них не только звуковую символику, но и образно-психологическое содержание, граничащее с молитвенным. В 1990- е годы Успенский обратился к новому для себя жанру — мюзиклу, и тот самый жанр в его руках подвергся творческому переосмыслению. Лучшие мюзиклы, созданные им в те годы, и нынче популярны и являются украшением репертуара Санкт-Петербургского театра «Буфф»: «Шерлок Холмс и королева богемы» (1989), «Казанова в России» (19 96), «Искушение Жанны» (1997), «Балворо в» (2003). Одно из самых ярких сочинений последних лет — драматический мюзикл «Анна Каренина», созданный в рамках российско-финского проекта. Премьера состоялас ь в городе Лахти (Финляндия) в 2000 году. За период 2000/2001 года мюзикл выдержал 101 аншлаговый спектакль. Завораживающий мелодизм, эффектные драматические кульминации в мюзикле оттенены создающими безупречно особое расположение подлинным и русскими народными мотивами. Широта симфонического развития приближает его к о пере. В. Успенским написана музыка к большому числу фильмов, в том числе к картинам «Моабитская тетрадь», «Миссия в Кабуле» (совместно с Л. Гариным), «Соленый п ес», «Крах инженера Гарина», «Комендантский час», «Долгая путь к себе», «Мера пресечения» и другим, телеспектаклям «Белы е ночи», «Дождь», «Евгений Онегин», «Он пришел в день поминовения», «О, Мельпоме на!», «Натали». Владислав Александрович является автором больше 100 песен. Широт а и разнообразие творческих интересов, воззвание как к «высоким», так и к сугубо демократическим жанрам — одна из главных чертяка творчества композитора. Для не го не существует непроницаемых граней ме жду сферами «высокого» и «низкого» в искусстве, между эзотерическим и «легким», развлекательным. Напротив, они, дополняя и обогащая дружбан друга, рождают неповторимую авторскую манеру, а владение все м арсеналом современной композиторской техники позволяет Успенскому вольно сочетать признаки разных жанров. Так, театральность, исконно присущая дарованию В. Успенского, проникает в сферу симфонических жанров (персонификация тембров, яркие портреты-характеристики) и эстрадной пес ни (моноспектакль «Ожидание» на вирши Р. Рождественского), вокально-эстрадное и симфоническое соединяется в поэтике бале та «Летят журавли»; приемы и принципы кинодраматургии (монтаж, стремительные смены темпов) проникают в оперу «Интервенция», а иззонгов последней «прорастет» позднее искрометный мюзикл «Шерлок Холмс и королева богемы»… Музыкальному языку В. Успенского свойственно органичное сочетание традиций национального русского музыкального искусства с современными звучаниями и красками. По складу своего дарования Владислав Успенский — лирик. Ярко е подтверждение тому — вокальные циклы н а вирши И. Бунина, М. Цветаевой, Б. Пастернака, точные «психограммы» женской душ и, во множестве представленные в его сочинениях с проникновенным, пронзительным лиризмом и всепокоряющей романтикой. Открытая эмоциональность, лиричность, монологический тон высказывания могли бы привести к сужению палитры образов, к самоповторам, если бы не органически присущее таланту Успенского свойство — театральность. Дар перевоплощения позволяет ему в особенности убедительно и психологически достоверно показывать себя в различных театральных и вокальных жанрах. Духовное, нравственное начало в музыке В. Успенского заслуживает особого внимания. Об этом справедливо сказал в родное время его огромный наставник Д.Д. Шостакович: «В.А. Успенский сильно добро понимает этическое роль музыкального творчества…» Не невзначай ключевым словом в названиях некоторых его сочинений становится «посвящение» как прикосновение к святыням любви, веры, дружбы: «Посвящение» — элегическая симфония памяти матери, симфоническая поэма «Посвящение мужеству» в память о б исполнителях Седьмой симфонии Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде, песни «Посвящение другу», «Посвящение женщине»… Характерная черта творчества Успенского — напряженность за судьбы мира, непосредственный отклик на мировые коллизии и проблемы: схватка с фашизмом и тоталитаризмом (опера «Война с саламандрами» по Карелу Чапеку), с засильем пошлости массовой культуры ("противоядием ей служат в творчестве В. Успенского песни, базирующихся на чистых, незамутненных источниках фольклора и естественной активный интонации) и т.д. Сочинения композитора неизменно несут в себе заряд нравственного очищения; более того темные силы В. Успенск ий, преодолевая, преобразует в положительные эстетические ценности (финал оперы «Война с саламандрами», заключительные эпизоды многих симфонических опусов). Муз ыка Владислава Успенского снискала заслуженное признание как на родине, так и за рубежом; его произведения исполнялись в разные годы выдающимися музыкантами и певцами, посреди которых Б. Гутников, П. Серебряков, И. Богачева, А. Янсонс, Г. Рождественский, В. Чернушенко, С. Лейферк ус, Ф. Хиршхорн, М. Венгеров, М. Таймано в, П. Осетинская, А. Гориболь, Р. Фаббриччиани, В. Штокмайер. Песни композитора («Снега России», «Не судите меня, бабы», «Найди меня» и многие другие) вошли в репертуар Э. Пьехи, И. Кобзона, В. Толкуновой, Л. Долиной, И. Мирошниченко, И. Понаровской, Е. Каменской, Н. Караченцова. В течение многих лет В. Успенский ведет активную педагогическую занятие. После окончания аспирантуры с 1965 по 1967 год он работал преподавателем кафедры теори и музыки Ленинградской консерватории, в 1967—72 годах был деканом теоретико-композиторского факультета; с 1969 года — до цент, с 1982 года по настоящее время — профессор кафедры композиции. Владислав Александрович читал лекции, проводил мастер-классы в Государственных университетах Сеула (Южная Корея) и Лимы (Перу). Многие ученики В. Успенского выросли в ярких интересных композиторов разных направлений. Среди них А. Дорохин, И. Корнелюк, Л. Квинт, С. Поддубный, Е. Поплянова, И. Чеботарева, И. Блинникова, Е. Иршаи (С ловакия), И. Лаенко (Мексика), Пак Син Д жон (Корея), Вальдес Ортис Данте Эдмондо (Перу), А. Михайлов (Болгария), Н. Хасц лер (Германия), Ренос Христос (Кипр) и другие. Активная жизненная точка зрения, природная доброжелательность, деловые качества вывели Владислава Успенского в ст рой заметных музыкально-общественных дея телей. На протяжении многих лет он является заместителем председателя правления Союза композиторов Санкт-Петербурга (197 2) и секретарем Союза композиторов России (1974), а с 1996 года кроме того председателем музыкального совета при Комитете по культуре Администрации Санкт-Петербурга. Владислав Успенский входит в жюри всероссийских и международных исполнительских и композиторских конкурсов, с 1972 года является содиректором Международно го фестиваля «Музыкальная весна в Санкт- Петербурге», с 1996 года — Генеральным директором Международного детского музыкального фестиваля. В 2000 году он удостоен почетного звания Заслуженного деятеля Союза композиторов России. В.А. Успенски й — Народный артист России (1988), Заслуженный участник искусств России (1980), лауреат премии имени Д.Д. Шостаковича Со юза композиторов России (1999), премии правительства Санкт-Петербурга (2001). За огромный творческий вклад в занятие развития музыкальной культуры он награжден орденами «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Умер 4 июня 2004 года в Санкт-Петербурге. Владислав Успенский похоронен на Литераторских мостках Волковского православного кладбища в Санкт-Петербурге.
Отец — Александр Григорьевич Колодкин (1910—1947).
Мать — Вера Павловна Успенская (1915—1979).
Жена — Ирина Евгеньевна Тайманова (1942).

По материалам сайта http://persones.ru/person-6187.html

Статью опубликовал deronen

Владислав Успенский

Участие в группах:


Владислав УспенскийДобавить комментарий

№2
irinagladkova88, 19 августа 2016 12:22
  Талантливая музыка талантливого композитора!
№1
irinagladkova88, 19 августа 2016 12:22
  Талантливая музыка талантливого композитора!

Добавить комментарий